Когда Джордж Джетсон, главный герой популярного мультсериала, впервые появился в 1962 на американских телеэкранах на своём летающем автомобиле, многие зрители начали задаваться вопросом, а когда они смогут приобрести такое чудо для собственных нужд. Удивительно, но этот день может оказаться не за горами. После столетия невыполненных обещаний летающие автомобили наконец-то смогут заполнить небеса в ближайшие несколько десятилетий. Хотя для этого потребуется преодолеть ряд препятствий, включая получение одобрения компетентных органов.
Сегодня нет недостатка в инженерах, взваливших на свои плечи проблемы разработки нового поколения летающих автомобилей. Однако, несмотря на то, что в течение последнего десятилетия были разработаны более грациозные и продвинутые автомобили, никто так и не приблизился к открытию дилерского предприятия летающих автомобилей. Естественно, для приобщения к тематике следует остановиться на некоторых моделях, готовых взлетать хоть сегодня.
Уроженец Канады Пол Моллер, основатель компании Moller International, потратил 40 лет и миллионы долларов на разработку своего Skycar. Он и сейчас очень близок к созданию первого продаваемого на массовом рынке летающего автомобиля. В 1965 году он продемонстрировал свою первую попытку, XM-2, который делал круги над землёй, но не более. Вторая модель Моллера, M200X, представленная в 1989 году, к настоящему времени налетала 200 рейсов, поднимаясь на высоту до 15.24 м.
Последняя модель Моллера, Skycar M400, с габаритами 5.9 × 2.6 × 2.3 м и собственным весом 1088 кг разработана для вертикального взлёта и посадки в небольших пространствах, подобно реактивному самолёту Harrier. Рабочий потолок 10973 м. Он может развивать 644 км/час, но эксплуатационная скорость определяется в пределах 563 км/час при дальности 1449 км. В качестве топлива для Skycar могут использоваться бензин, дизель, спирт, керосин и пропан, а его расход топлива —11.8 л на 100 км — сопоставим со среднеразмерным автомобилем. Как только Skycar поступит в массовое производства, его начальная цена в 1 млн $ может снизиться до 60000 $.
Интересный летающий автомобиль X-Hawk стоимостью 1.5 млн $, предназначенный для аварийно-спасательных и вспомогательных функций, разрабатывается израильской командой под руководством доктора Рафи Йоли (Rafi Yoeli) из Urban Aeronautics. Он был анонсирован ещё в 2006 году, и его первый полёт планировался на 2009, хотя до настоящего времени не был зарегистрирован ни один рейс.
X-Hawk, всё ещё беспилотный прототип, имеет обтекаемый кузов с 2 лопастями винтов, поднимающихся сзади кабин с сидячими местами. Окончательный вариант, как говорят разработчики, сможет взлетать вертикально, лететь со скоростью до 250 км/час на высоте 3,700 м и оставаться в воздухе около двух часов.
MACRO Industries в Хантсвилле, штат Алабама, разрабатывает SkyRider X2R, летающий автомобиль грузоподъёмностью 136 кг, длиной и шириной соответственно 4.3 и 3.7 м. Этот аэрокар с рабочим потолком 7620 м может взлетать и приземляться вертикально с помощью четырёх туннельных вентиляторов с крыльями. Крейсерская скорость составляет 464 км/час, тогда как максимальная 604 км/час. Дизайн SkyRider из прочных, лёгких композитных материалов включает интерьер 2-местного спорткара с мобильностью летательного аппарата. Навигационная система управляется голосовыми командами через спутники GPS и сотовую связь. В планах компании разработка 5 и 7-местных моделей, которые смогут помещаться в современных гаражах на две машины. Стоить SkyRider X2R будет примерно 750000 $.
На Pioneers Festival 2014 в Вене был представлен AeroMobil 3.0, прототип летающего автомобиля одноименной компании из Словакии, разрабатывающей летающие автомобили с 1989 года. Команда разработчиков, возглавляемая соучредителями компании, главным конструктором Стефананом Кляйном и исполнительным директором Юраем Вакуликом, подняла в небо AeroMobil 3.0 через десять месяцев после обнародования более простого прототипа AeroMobil 2.5.
Новый прототип 3.0 сертифицирован Словацкой федерацией сверхлёгких полётов в соответствии с разрешением, выданным Управлением гражданской авиации страны. Как утверждает компания, он обладает большинством ключевых технических особенностей, предусмотренных для конечного коммерческого продукта. Для оболочки кузова, крыльев и колёс используются продвинутые композитные материалы. Внутри имеется радиоэлектронное оборудование, автопилот и современная система развертывания парашюта. Размером прототип похож на лимузин или большой роскошный седан, но вмещает только двоих. Двигатель Rotax 912 питается стандартным бензином.
В полёте AeroMobil имеет размах крыльев чуть более 8 м, а привод переключается от задних колёс к винтам с помощью элементов управления в кабине. Он требует 198-метровую полосу для взлёта и 50-метровую для посадки и может достигать в воздухе максимальной скорости 200 км/час с дальностью полёта 700 км. На земле максимальная скорость составляет 160 км/час при дальности пробега 875 км.
Всё, что нужно для того, чтобы стать обладателем AeroMobil 3.0, так это иметь 200000–300000 $ и лицензию пилота. Посмотреть видео полета AeroMobil 3.0.
Весьма оригинальными представляются разработки небольшой, частной американской корпорации из Массачусетса Terrafugia — транспортабельный по шоссе самолёт Transition и летающий автомобиль TF-X. Оба могут складывать свои крылья и превращаться в транспортные средства, разрешённые к эксплуатации на дорогах общего пользования.
Свой первый успешный испытательный полет Transition совершил ещё в 2009. С тех пор он претерпел ряд модернизаций и реконструкций, придя к абсолютно новой конструкции, апробированной во время успешного испытательного полёта в 2012 году. Во всяком случае сегодня Transition выглядит футуристическим благодаря своим крыльям, которые на земле складываются и затем разворачиваются в вертикальное положение, обеспечивая габариты 5.72 × 2.29 × 2.03 м. Он оснащён смонтированным сзади 100-сильным двигателем Rotax 912ULS, летает с обращенным назад трёхлопастным пропеллером и ездит с приводом на задние колеса.
Хотя Transition не собирается сокрушать какие-либо рекорды скорости, характеристики представляются достаточно респектабельными — максимальная скорость полёта 185 км/час, крейсерская 172 км/час, дальность 787 км, рабочий потолок 3048 м. С 8-метровым размахом крыльев он возит с собой 87 литров расходуемого топлива, что гарантирует около четырех часов полетного времени. На шоссе Transition развивает максимальную скорость 110 км/час с расходом топлива 6.7 л/100 км.
Уже получены предзаказы от 100 клиентов на общую сумму почти 30 млн $ при стоимости одного Transition 279,000 $.
TF-X, гибридный розеточный автомобиль-винтокрыл, был аносирован компанией 7 мая 2013 года. Ему уготована судьба первого, полностью автономного летающего автомобиля. Он сможет летать в «ручном» или «автоматическом» режимах между апробированными зонами посадки или аэропортами и стандартно управляться на дорогах. Дальность полёта TF-X составит 805 км с использованием батарей, перезаряжаемых двигателем. Для его разработки потребуется 8–12 лет. Смотреть видео полета Terrafugia.
Детищем голландской компании PAL-V является PAL-V One, двухместный гибрид автомобиля и гироплана, стоимостью 295,000 $. На земле это стройное, аэродинамическое, 3-колёсное транспортное средство сочетает в себе комфорт автомобиля с ловкостью мотоцикла благодаря своей запатентованной, самой современной противокреновой системе. Он может доезжать до ближайшего аэродрома и взлетать оттуда, подобно любому другому самолёту. В состояние готовности к полёту PAL-V ONE приводится развёртыванием несущего винта и заднего пропеллера.
В воздухе PAL-V, как правило, летит ниже 1200 м, в воздушном пространстве, отвечающем требованиям VFR, неконтролируемых правил визуального полёта; так что не будет никаких помех от коммерческих воздушных перевозок. Кроме того, PAL-V снабжён очень надёжным, сертифицированным авиационным двигателем, работающим на бензине. При габаритах 4.0 x 1.6 x 1.6 м он может развивать до 180 км/час как на суше, так и в воздухе. На дорогах может ускоряться до 100 км/час за достаточно приличные 8 сек с расходом топлива 12 км/л. Дальность на суше составляет 1200 км, в воздухе 350–500 км.
PAL-V ONE имеет очень короткий взлёт (165 м) и посадку (30 м), что делает возможным совершать посадку практически в любом месте. Он тише вертолётов из-за более медленного вращения несущего винта, взлетает и приземляется с низкой скоростью, не глохнет и очень легко управляется. Посмотреть видео полета PAL-V One.
Все приведённые модели позволяют определить летающий автомобиль как некий гипотетический личный самолёт, который обеспечивает воздушную транспортировку между местами отправления и прибытия (например, из дома на работу или в супермаркет) подобно обычному автомобилю, но без необходимости дорог, взлётно-посадочных полос и других специально подготовленных рабочих зон. Кроме того, в таком самолёте могут отсутствовать какие-либо явные средства подъёма (в отличие от самолётов с неподвижными крыльями и вертолётов), что позволяет ему оперировать в городских районах близко к зданиям, людям и другим препятствиям.