Для многих будет откровением, но оказывается электрические автомобили это далеко не изобретение сегодняшнего дня. Первые электрокары появились еще на заре XX века в США, к примеру такая компания, как Detroit Electric занималась производством электромобилей еще в 1907 году, но наибольшего успеха в разработке электрических автомобилей в середине столетия добились японские производители.
Так, к примеру, в 1940-х годах японская компания Tachikawa Aircraft (позднее Tokyo Electro Automobile) по окончанию второй мировой войны сменила производственные ориентиры с выпуска истребителей на производство электромобилей. Первым электромобилем компании, стал прототип двухместного грузовика с грузоподъемностью 500 кг и двигателем мощностью 4,5 л.с., максимальная скорость грузовика составляла 34 км/ч.
Автомобиль получил название Tama и стал первым электромобилем, разработанным при участии инженеров Nissan. Таким образом, автомобиль в той или иной мере его можно считать прародителем всех будущих электромобилей компании включая самую успешную модель бренда Nissan Leaf.
Почему компания занялась разработкой именно этого автомобиля, комментирует глава отдела реставрации старых автомобилей Nissan Масахико Исобе:
«Одной из основных причин создания электрического автомобиля, стала катастрофическая нехватка бензина. Бедная на природные ресурсы Япония, с плачевным послевоенным состоянием экономики, просто вынуждена была искать альтернативу автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Поскольку большинство нефтеперерабатывающих заводов было уничтожено войсками союзников и на их восстановление требовалось время, энергию вырабатывали только тепловые и гидроэлектростанции. Таким образом, электричество стало единственным возможным источником питания для автомобилей и именно поэтому инженеры Nissan и Tachikawa Aircraft решили сосредоточить свои усилия на создании автомобиля на электрическом приводе».
Новаторство электромобилей Tama
Сегодня технические характеристики первого электромобиля Tama не впечатляют и скорее удивляют своими скромными возможностями, но для конца 40-х годов это был существенный прорыв и шаг вперед в развитии электрокаров.
Через год после выпуска грузового прототипа, был создан первый легковой электромобиль, который имел две двери и мог вместить 4 пассажиров. Максимальная скорость была увеличена до 35 км/ч, а запас составлял впечатляющие 65 км на одном заряде. Бывший производитель истребителей совместно с инженерным гением специалистов из Nissan применил при проектировании электромобиля множество новаторских идей. Например, были созданы особые аккумуляторные отсеки, которые допускали быструю замену разряженным аккумуляторов на новые АКБ с полным зарядом. Благодаря такому неординарному решению, электромобиль получил высшие награды в категории производительности от Министерства промышленности и торговли.
Идеи, реализованные в автомобилях Tama, нашли свое продолжение во всех будущих электромобилях, выпущенных под логотипом Nissan. Знакомство с ними дает представление о том, как изменились технологии за последние 70 лет и сколько работы проделано компанией, чтобы достичь сегодняшних высот.
Технические характеристики автомобиля Tama 1947
Общая длина/ширина/высота: 3035/1230/1630 мм
Колесная база: 2000 мм
Снаряженная масса: 1100 кгn
Количество мест: 4
Запас хода на электротяге: 65 км
Электродвигатель (36 В): DC series, 3.3 кВт (4.5 л.с.)
Батареи (емкость): свинцово-кислотная батарея (40 В/162 Ач)
Максимальная скорость (эко режим): 35 км/ч (28 км/ч)
Электромобили Nissan конца XX века
После успехов первых электромобилей в послевоенной Японии, компания Tachikawa Aircraft, меняет свое название на Tama Cars Co. и окончательно фокусируется на разработке автомобилей. В период с 1948 по 1952 год компанией будут выпущены еще несколько электромобилей. Компактный легковой автомобиль Tama Junior в 1948 году и полноразмерный Tama Senior, который выпускался с 1949 по 1952. Впоследствии доминирующую роль в сотрудничестве будут играть инженеры Nissan и поэтому фирму ожидает поглощение. Вся дальнейшая продукция будет выпускать только под брендом Nissan.
Электромобиль 1985 Nissan EV Guide-II
После стабилизации мировой обстановки и восстановления японской экономики, производство электромобилей Nissan, как альтернативного транспорта на некоторое время прекратилось. Лишь в 1985 году бренд вернулся к идее производства электромобилей, выпустив автомобиль Nissan EV Guide-II. Электрокар был предназначен для перевозки гостей на различных мероприятиях и эксплуатировался преимущественно на территориях аэропортов, крупных промышленных предприятий и офисных учреждений. Он был представлен в виде небольшого автобуса с открытым доступом в салон. Электромобиль вмещал 6 пассажиров, ехал со скоростью 16 км/ч и имел запас хода порядка 60 км. Впервые был представлен публике на Токийском автосалоне в 1985 году.
Характеристики 1985 Nissan EV Guide-II
Общая длина/ширина/высота: 4090/1620/2180 мм
Колесная база: 2300 мм
Снаряженная масса: 1525 кг
Двигатель: DC series
Номинальная мощность: 7.5 кВт
Батареи: свинцово-кислотная батарея 12V E120 (x8)
Шины (передние/задние): 175/70SR13/5.00-10-6PR
Количество мест: 6
Запас хода на электротяге: 60 км
Максимальная скорость: 16 км/ч
Электромобиль 1991 President Electric Car
Следующий не менее интересный электромобиль Nissan был выпущен в 1991 году и имел совсем экзотическое предназначение. Это был кабриолет, который использовался на специальных мероприятиях, например таких, как перевозка чемпионов по сумо. Также это был первый электромобиль компании, который разрабатывался не как альтернатива топливным автомобилям, а как экологически чистое транспортное средство. Впечатляли и технические характеристики автомобиля, который разгонялся до 40 км/ч за 3 секунды, ехал со скоростью 40 км/ч и проезжал на одном заряде 100 км.